3 ноября 60 лет исполнилось кузнецу цеха №51 Арзамасского приборостроительного завода Михаилу Копылову. Человек уникальной профессии (на предприятии всего два кузнеца) и удивительной скромности: говорить о себе он не хотел. А вот о своей работе – с интересом и удовольствием.
Каждый рабочий день Михаила Копылова можно назвать горячим. Все заготовки сначала отправляются в печь, где нагреваются до нужной температуры. Дальше все в руках, а точнее в клещах, кузнеца.
– Это называется – свободная ковка, – рассказывает Михаил Николаевич. – Переношу в клещах заготовку на боек молота и, не выпуская из рук, поворачиваю, подставляя нужной стороной, под необходимым углом. Все это на одной ноге – второй регулируешь силу удара молота с помощью педали. Обрабатываешь, пока не получишь требуемую по чертежу по размерам деталь.
Работает Михаил Николаевич вместе с напарником на четырех молотах. С разной массой свободно падающих частей и, соответственно, силой удара. Есть среди них и «тонник» – он «молотит» массой в 1000 кг.
– Самый большой молот в Арзамасе, – говорит кузнец. – С ним можно управиться только вдвоем, поэтому работаем вместе с напарником Игорем Батуриным: один держит и поворачивает заготовку, второй – на рычагах вручную регулирует удар. Тут надо действовать очень согласованно. У нас получается, понимаем друг друга с полуслова.
А еще Михаил Николаевич может определить, не остыла ли заготовка во время ковки, «на глаз», по звуку удара, отдаче в руках, а также по цвету накала. Знает, какие полагаются каждой марке стали температура нагрева, режим обработки. Одни заготовки проходят через один нагрев, другие – через два.
– Кузнечная обработка в промышленности очень нужна, – подчеркивает Михаил Николаевич. – Во-первых, это экономия. Я могу выковать деталь любого размера и формы без потерь, не снимая стружки, не отправляя металл в отход. Но самое главное, что дает кузнечная обработка, – это повышение качества, улучшение структуры металла. Во время ковки его кристаллическая решетка уплотняется, материал становится прочнее. И закаляется металл после этого гораздо лучше.
А стал кузнецом Михаил Николаевич по собственному желанию и по… наследству. На Арзамасском приборостроительном заводе он 37 лет. Первые 3,5 года трудился слесарем МСР в цехе №53, но молодому парню сидячая, кропотливая, тонкая работа была не по душе, хотелось двигаться, силу применять. Побывал в кузнице и понял: хочет там работать.
– Потянуло. Наверное, по наследству передалось – дед по матери был из династии кузнецов. Стал сначала учеником. Потом дело пошло. И вот уже 34 года кую железо, пока горячо, – улыбается Михаил Копылов.
Елена Сергеева, заместитель начальника цеха №51:
– Человек на своем месте. Ответственный работник. Знает оборудование «от» и «до», «чувствует» металл.
При освоении нового изделия, где много деталей, которые по техническим требованиям надо осаживать, он предложил более прогрессивные процессы, связанные с ковкой. Из-за отсутствия материала нужного сортамента Михаилу Николаевичу приходится отковывать заготовки для изготовления оснастки, тем самым сокращая время на подготовку производства. Он активно участвовал во внедрении программы ТРМ и инструментов бережливого производства на своем рабочем месте.
Делится знаниями и опытом с молодыми, всегда помогает тем, кто обращается к нему. Весь наш коллектив поздравляет его с юбилеем и желает здоровья, благополучия и новых профессиональных успехов!
Екатерина Мулюн
Фото Елены Галкиной