С наступлением зимы для коммунальных и дорожно-строительных предприятий из года в год остро стоитвопрос по содержанию дорог. Удаление уплотненногоснега и льда - основная операция зимнего содержания.Одна из основных проблем для предприятий - частая замена ибыстрый износ при уборке снега и скалывания ножей снегоуборочнойтехники.Изучая дорожную технику разных направлений, я находился вслужебной командировке на международной выставке. И былнемало удивлен, увидев, что отечественное машиностроение былопредставлено на выставке единственным заводом - «УфаДорМаш».(фото № 1). Продукция, выставленная этим предприятием, а этобыли ножи с твердосплавными вставками, вызвала живой интерес укитайских дорожников, а также всерьез заинтересовала иевропейских гостей выставки. Нашлись желающие купить самутехнологию изготовления ножей.Узнав, что МУП «Спецдорремстрой» г. Петропавловск-Камчатский,одно из первых предприятий, которое несколько лет тому назад на-чало эксплуатировать ножи с твердосплавными вставками, я попро-сил его директора А.М. Аксенова рассказать об эксплуатационныхособенностях этих ножей.- Моему предприятию, заводом «УфаДорМаш», были предо-ставлены ножи с твердосплавными вставками для техническогозаключения работы в нашем регионе. Никто не поверил бы рань-ше, да и я сам, что при эксплуатации в течение 3-х месяцев (в ус-ловиях зимнего содержания) износ составил 2,7 мм. (фото № 2).После этого от стандартных ножей стали 65 Г мы практическиотказались. Каждый год к нам на предприятие приезжает предста-витель завода-изготовителя, для проведения анализа на предметстепени износа ножей. В наше время далеко не каждое отече-ственное предприятие так тщательно отслеживает качество своейпродукции, и тем более, приезжает, проделывая далекий путь.
Стенд завода «УфаДорМаш» на выставке фото №1
Сравнительное состояние ножа с твердосплавными вставками послетрех месяцев эксплуатации фото №2Также своим мнением поделился начальник АТЦ МАУ «ДСУ» г. Маг-нитогорска Ю.М. Ревин:– Нашим предприятием использовались ножи разных произ-водителей, но все они были как лист бумаги, их ресурса хваталолишь на два-три дня. Последние два года мы используем как ле-том, так и зимой ножи с твердосплавными вставками производ-ства «УфаДорМаш». Готовясь к зиме, мы заранее укомплектовалитехнику такими ножами, чтобы хватило на весь зимний сезон...Итак, эксплуатационные сравнительные испытания ножей серий-ного производства из стали 65 Г (HRC 24-26) и ножей с твердосплав-ной вставкой (HRC 65-70) на автогрейдере ДЗ-180 показали, что ин-тенсивность изнашивания ножей соответственно составляет: 10,8 мми 0,03 мм (рабочий день 8 часов). Это свидетельствует о большойабразивной износостойкости последнего.Завод «УфаДорМаш» производит свыше 140 видов ножей прак-тически для всех типов российской и зарубежной дорожной техники.При работе ножей с твердосплавными вставками при удалениис покрытий дорог плотного и ледяного наката в суровых климатиче-ских условиях Сибири и Дальнего Востока в период декабрь-февраль2008 года при высоком коэффициенте уплотнения ледяного накатаизнос составил 30%. Ресурс ножей составил 1800-2000 км. В условияхУрала и Западной части страны при средних и легких климатическихусловиях ресурс ножей с твердосплавными вставками показал 2500-3100 км до полного износа.При этом стандартные ножи из стали 65 Г в сходных климатиче-ских условиях при зимнем содержании автомобильных дорог показы-вают средний ресурс 5-7 дней при пути трения до отказа 70-120 км.Это показывает, что эксплуатационная производительность ножейс твердосплавными вставками в разных климатических условиях со-ставляет в 20 раз выше от стандартных ножей.Экономический эффект применения твердосплавных ножей наодин автогрейдер ДЗ -180 при зимнем содержании автомобильныхдорог составит около 54 тыс. руб.А.Н. Панкратовтехнический специалист